Обзор рынка ортопедических изделий

В декабре редакция газеты «Фармацевтический Вестник»* ИД «Бионика Медиа» опубликовала специальный номер, посвящённый ортопедической отрасли России (Фармацевтический вестник №39 (994).

В рамках выпуска редакция подготовила независимый обзор, куда вошли данные по объему рынка ортопедических товаров в России, факторы роста рынка, ведущие поставщики и дистрибьюторы, список крупнейших сетей ортопедических салонов России.

Выводы обзора

Согласно расчетам аналитиков Discovery Research Group, объем рынка ортопедических принадлежностей в России в 2017 году вырос на 26,66% по сравнению с 2016 годом и составил 3,5 млрд руб. Потребность в ортопедических изделиях ежедневно растет.

Российский розничный ортопедический рынок является привлекательным для бизнеса благодаря своему размеру (144 млн. человек — крупнейший в Европе) и высокой доле городского населения (74%), сконцентрированного большей частью в крупных городах с развитой и современной деловой инфраструктурой, что предлагает ритейлерам широкие возможности для роста и выхода на новые региональные рынки.

Драйверы роста

Активная и долгая жизнь станет основным стимулом роста рынка изделий для травматологии и ортопедии. Увеличение популярности массового спорта, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи и продолжительности жизни станут основными драйверами развития ортопедической отрасли. По мнению экспертов, российский рынок ортопедии оценивается в 70 млрд руб. Задача участников рынка — обеспечить потребителя качественным товаром и сервисом.

Доля импорта и экспорта ортопедической продукции

Доля импорта на рынке ортопедических товаров в 2018 году составила 86%. Дистрибьюторы и поставщики являются ключевыми фигурами отрасли. Один из лидеров рынка — компания «НИКАМЕД», эксклюзивно представляющая немецкий бренд Bauerfeind, нидерландский Push и изделия немецкого производителя Rehard Technologies. Компания medi RUS — российское подразделение известной во всем мире немецкой компании medi, «Отто Бокк», «Малтри» и др.

Соотношение объема импорта товарных групп ортопедической продукции (рис. 1) прямо отражает потребность в той или иной товарной группе и косвенно — развитость локального производства этой группы. Впрочем, наши производители уже давно работают не только на обеспечение нужд российского потребителя, но и на экспорт. Соотношение экспорта различных товарных групп ортопедической продукции можно оценить на рисунке 2.

Стоит отметить, что в России есть успешный опыт производства детской ортопедической обуви, например, бренд Sursil-Ortho, Orthoboom, ортопедических подушек и матрасов — Trelax, бандажей и корсетов — ORTO, Trives, Ecoten.

Российский рынок ортопедических товаров характеризуется рядом особенностей:

• наличие в розничном сегменте рынка особой формы торговли — ортопедических салонов;

• наличие нескольких целевых аудиторий: «традиционной» — люди, имеющие временные или относительно постоянные проблемы с опорно-двигательным аппаратом и «новой» — люди, которые озабочены состоянием своего здоровья, в первую очередь с точки зрения профилактики негативных отклонений в самочувствии;

• появление в последние 15 лет продукции, которая ориентируется прежде всего не на инвалидов, а на активную часть населения — спортсменов, людей, заботящихся о своем здоровье. Это компрессионный трикотаж, ортопедические стельки, ортопедические подушки и матрасы, обувь и т.д.

Розничные ортопедические салоны

В 2016 году в розничном сегменте рынка появилась особая форма торговли — ортопедические салоны, которые стали драйвером роста и расширения ассортимента. В современных ортопедических салонах помимо профессиональных продавцов-консультантов, прошедших специальное обучение, ведут медицинский прием врачи травматологи-ортопеды. В ортосалонах консультация специалистов является ключевой в принятии решения о покупке.

По географической представленности салонов ортопедические сети можно условно разделить на федеральные (представлены в пяти и более субъектах РФ) и региональные, которые прирастают салонами в одном или нескольких близлежащих субъектах РФ. Примером первых могут служить «Кладовая здоровья», «ОРТЕКА», «Ортопедические салоны medi». Ко вторым можно отнести «Основу движения», «Технику здоровья», «Лайт Степ», «Ортомед», «Террапевтика» и др.

И у тех, и у других есть перспектива роста, так как рынок ортопедической продукции все еще находится в активном развитии. Как и на любом другом развивающемся рынке, рост розничных ортопедических сетей в России, формирование высоких сервисных стандартов (квалифицированный персонал, прием врача и т.д.) ударяет по неорганизованному бизнесу, особенно в крупных городах, расположенных в европейской части России. Экономический кризис и нежелание меняться только ускорили процесс модернизации отрасли и вытеснения малых предприятий. Процесс концентрации рыночной доли в руках крупных компаний продолжается по сегодняшний день.

По состоянию на ноябрь 2019 года, по количеству собственных розничных салонов, лидером отрасли является «Первая профессиональная сеть ортопедических салонов ОРТЕКА» - 220 салонов.

Крупнейшие сети ортопедических салонов в РФ, ноябрь 2019 года

Распространенность разнообразных ритейл-форматов (стрит-ритейлы, салоны в торговых центрах, онлайн-магазины и т.д.) позволяет сказать, что значимая часть российского ортопедического рынка соответствует современным мировым стандартам розничной индустрии.

Как и на любом другом развивающемся рынке, спрос в российском розничном секторе зависит от экономического климата в стране, трендов в поведении покупателей, взаимодействия с медицинским сообществом. Для повышения продаж игроки рынка используют весь маркетинговый инструментарий в комплексе — отраслевые выставочные мероприятия, прямую рекламу, образовательные проекты, цифровые каналы коммуникации, включая SMM-, CRM-технологии. Комплексный подход позволяет формировать и привлекать в ортопедические салоны новый целевой трафик.

Комментарий Генерального директора компании «НИКАМЕД» Сергея Шаитова:

«С первого дня существования компании «НИКАМЕД» мы взяли курс на производство и дистрибуцию в РФ высококачественных медицинских ортопедических изделий. Но одно дело создать и привезти достойный продукт, а другое — научиться его продавать. С этой целью для работы с конечными потребителями мы создали «Первую профессиональную сеть ортопедических слонов «ОРТЕКА», которая стала стандартом ортопедической розницы. Чтобы донести ценность продукта и оказать сервис, нужен профессиональный продавец-консультант. Мы создали для этого корпоративный университет, который готовит специалистов. Усиленное развитие и высокая лояльность покупателей только в синергии трех элементов: качественный и безопасный продукт, удобный формат, профессиональный продавец-консультант. Выбор делает потребитель!»

Ознакомиться с полной версией обзора рынка ортопедической продукции можно по ссылке (часть 1), (часть 2).


* «Фармацевтический Вестник» - ведущее информационно-аналитическое издание для специалистов фармрынка. 1-е место в рейтинге наиболее влиятельных фармацевтических изданий (Ipsos Comcon, 2018г.). Тираж издания 16200 экз.